Статья для ежегодной педагогической конференции

 

Использование мониторинговых исследований для улучшения эффективности работы с одарёнными детьми в Харьковской общеобразовательной школе №37
О.В. Бондаренко, учитель физики

   В настоящее время работа с одарёнными, способными учениками, их поиск, выявление и развитие становится одним из важнейших аспектов деятельности учебных заведений.
Работа с одаренными учениками должна включать в себя работу со всеми детьми, то есть должно реализовываться максимальное развитие умений, навыков, познавательных способностей учеников, потому что жизнь требует от школы подготовки конкурентоспособного и коммуникабельного выпускника, который способен адаптироваться к условиям изменчивого общества.Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент еще не проявилась, а также просто способных детей, обладающих некоторым потенциалом, которые смогут в дальнейшем качественно развивать свои способности. Ведь практически каждый ученик может проявить некую успешность в различных видах деятельности [1].
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Признаки (проявления) одаренности ученика могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей [2].
При установлении определения «одаренности» наиболее удобно исходить из понятия «способность» [3]. В жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту их приобретения. Далее, необходимо подчеркнуть, что способность есть понятие динамическое, то есть существует только в развитии, и осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности.
Одним из направлений совершенствования работы с одарёнными детьми является обеспечение системности, комплексности и социальной эффективности деятельности по выявлению, обучению, развитию и поддержке одарённых детей через мониторинг работы с одарёнными учениками в школе.
Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе и отдельных её компонентах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз её развития.
Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ход реализации образовательной программы с целью повышения качества её результатов.
Технология проведения мониторинговых исследований качества работы с одарёнными детьми включает следующие этапы:
– разработка инструментария исследования;
– обработка данных, полученных в ходе исследований;
– оценка качества работы с одарёнными детьми в общеобразовательной школе;
– анализ полученных данных, на основании которых принимаются соответствующие решения.

Практика мониторинговых исследований ХООШ № 37.

  Работу с одарёнными детьми, их выявлением и развитием, целесообразно начинать с начальной школы. Дети приходят в первый класс, и классным руководителям предстоит выявить перспективных, способных и одарённых детей. Для этого психолог проводит тестирование учеников 1 класса нашей школы по методикам, которые позволяют исследовать словарный запас у детей, наблюдательность, информированность об окружающих предметах и явлениях, способность в нужный момент к концентрации внимания, и то, на сколько ребёнок может проявлять творчество, фантазию и воображение. Результаты тестирования обрабатываются, после чего учителю даются рекомендации по работе с одарёнными детьми, дальнейшему развитию способных детей и развитию задатков у остальных детей. В конце учебного года в нашей школе проводится повторное тестирование этих учеников с целью изучения динамики изменения достижений первоклассников.

Мониторинг диагностики творческого мышления учеников 1-Б класса

Творческое мышление

Мониторинг диагностики лёгкости и гибкости мышления учеников 1-Б класса

Гибкость мышления
Подобная практика позволяет нам вовремя выявить одарённых и талантливых детей, начать с ними работу, а также выявить перспективных детей, которые имеют высокую степень способностей к определённой специальной деятельности. Такая работа позволяет, начиная со второго класса, целенаправленно готовить детей к участию в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и общественной работе.
В конце 4-го класса, во втором семестре, проводится тестирование учеников и их родителей по методике Хаана и Каффа, чтобы выявить склонности детей в семи сферах: математической, гуманитарной, художественной, спортивной, коммуникативной, природоведческой и трудовой. Результаты позволяют нам изучить интересы и склонности детей, выявить зоны для коррекционной работы. Повторное тестирование проводится в конце первого семестра нового учебного года, после чего мы сопоставляем склонности ученика и его успеваемость, чтобы выявить причины таких проблем как низкая успеваемость ученика, снижение интереса к определённому предмету и т.п.

Мониторинг склонностей и интересов учеников

(на примере ученицы 5-А класса)
Склонность и интересы

Мониторинг среднего бала учеников

(на примере ученицы 5-А класса)
Средний бал
Такой мониторинг позволяет проследить изменения, как в интересах ребёнка, так и в результативности его обучения. Бывают случаи, когда интерес ребёнка к предмету низкий из-за проблем с изучением данного предмета. Уровень интереса может возрасти, если ребёнок достигает определённых успехов и его средний бал увеличивается. Результаты мониторинга обсуждаются на семинаре, который проводится для учителей-предметников и классных руководителей будущих 5-х классов нашей школы перед началом нового учебного года. Это способствует повышению эффективности работы с учениками в целом и одарёнными детьми в частности.
В старшей школе количество изучаемых предметов увеличивается, что позволяет конкретизировать интересы учеников. В нашей школе в конце каждого учебного года проводится мониторинг результативности участия учеников в олимпиадах, конкурсах, МАН и т.д.

Результативность участия учеников ХООШ №37 в районном этапе Всеукраинских ученических олимпиад в 2012/2013 и 2013/2014 учебных годах

Олимпиады

   Такое исследование позволит скорректировать работу учителей разных методических объединений с одарёнными и способными детьми.

Количество учеников в ХЗОШ №37, которые принимали участие во Всеукраинских конкурсах в 2012/2013 и 2013/2014 учебных годах

Конкурсы

   Такой мониторинг позволяет проследить динамику заинтересованности учеников предметами определённого профиля.

   Таким образом, мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы. Мониторинг необходим не столько для того, чтобы контролировать и оценивать, а для того, чтобы решать определённые проблемы – обнаружение недоработок педагогического коллектива, поиск пути решения и оказание необходимой помощи ученикам с различной степенью одарённости. Также мониторинг направлен на отслеживание динамики изменений, он позволяет превратить мониторинг процесса обучения и воспитания из инструмента внешнего контроля в инструмент управления учебно-воспитательным процессом.

Литература

  1. Власова И.В. Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2010. – № 2(4). – С. 99–103.
  2. Панов В.И. Одаренность как проблема современного образования / В.И. Панов. – Самара, 2007.
  3. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985.

Залишити відповідь